Незрелость коры головного мозга ребенка лечение

Незрелость коры головного мозга ребенка лечение

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия

Показатели зрелости коры головного мозга у детей 7-8 лет с разным уровнем сформированности устной речи.

Процесс обучения – это сложная познавательная деятельность, осуществление которой определяется рядом условий, одним из которых является уровень сформированности функциональных систем. Формирование функциональных систем и их развитие может по разным причинам отставать, что приводит к недоразвитию отдельных когнитивных функций. Так, многие исследователи отмечают, что наиболее распространенным вариантом отклоняющегося развития у школьников является ЗРР – задержка речевого развития (Пузанов Б.П., 1999; Ястребова А.В., 2000; Фотекова Т.А., 2003; Цветкова Л.С., 2006). При этом, одной из основных причин недоразвития речи называют функциональное о тклонение электрической активности нейронных структур мозга (Фишман М.Н., 2001; Лукашевич И.П., 2002; Шкловский В.М., 2005). При этом неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Одним из последствий речевого недоразвития является неравномерность развития школьно-значимых функций и трудности в обучении. По данным НИИ возрастной физиологии РАО среди детей с трудностями обучения более 60% составляют учащиеся с задержкой речевого развития (Дубровинская Н.В., 2000; Безруких М.М., Крещенко О.Ю., 2003).

Одним из объективных и широко используемых подходов к анализу функционального созревания мозга является изучение суммарной электрической активности мозга (ЭЭГ). Это позволяет выявить системную организацию интегративной деятельности мозга в разных функциональных состояниях и при нарушениях психических функций (Ливанов М.Н., 1989; Жирмунская Е.А., 1991; Фарбер Д.А., 1998; Шеповальников А.Н., 2004).

Цель исследования: выявить особенности функциональной зрелости коры головного мозга первоклассников с разным уровнем сформированности устной речи.

В исследовании приняли участие 65 учащихся (мальчики и девочки, средний возраст 7,33±0,45 лет) массовой общеобразовательной школы № 17 г. Архангельска. Обследование поводилось с письменного согласия родителей и педагогов в первой половине дня (с 9.00 до 14.00). Согласно анализу медицинских карт, все дети были практически здоровы, не имели органических поражений ЦНС, а также выраженных отклонений психоневрологического статуса.

ЭЭГ регистрировали на 16-канальном электроэнцефалографе «Neuroscopе-416» в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами, при гипервентиляции (1,5–2,5 мин) и ритмической фотостимуляции. Полученные результаты подвергались структурному анализу суммарной ЭЭГ (Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фишман М.Н., 1994), основанного на визуальной оценке электрофизиологических феноменов. Качественная и количественная оценка разных сторон речевой функции (сформированность сенсомоторного, грамматического и лексического строя речи, ее связности) проводилась по методике сокращенного варианта экспресс-диагностики устной речи Т.А. Фотековой (Фотекова Т.А., 2000).

Математический и статистический анализ результатов исследования проводился с применением пакета прикладных программ SPSS 11.5 для Windows.

Согласно итоговой оценке сформированности устной речи (СУР) обследованные дети были разделены на три группы. Первую составили 11 школьников со II уровнем СУР (что свидетельствует о выраженном общем недоразвитии речи); вторую – 38 детей с III уровнем СУР (негрубое общее недоразвитие речи), контрольную – 16 учащихся с IV уровнем СУР (нормальное речевое развитие).

Анализ развития вербальной функции обнаружил достоверно более высокую сформированность компонентов устной речи у школьников контрольной группы (с нормальным уровнем речевого развития). Учащиеся первой и второй групп (с выраженным и незначительным недоразвитием речи) отличались достоверно более низким развитием сенсомоторного компонента речи, дефицитарностью грамматического строя речи, словарного запаса, низкой осведомленностью об объектах окружающего мира, недостаточной сформированностью навыков построения связного речевого высказывания (табл.1).

Результаты статистического сравнения показателей сформированности компонентов устной речи (по Т.А. Фотековой) в группах детей с разным уровнем речевого развития

Достоверность различий (р)

Звуко-слоговая структура слов

Грамматический строй речи

Лексический строй речи

Как уже отмечалось, причиной недоразвития отдельных высших психических функций, а также их комплекса может выступать дисфункция отдельных нейронных структур, нарушающая продуктивную работу всей ЦНС ( Микадзе Ю.В. , Чурсина Н.П. , 2002). По результатам визуального структурного анализа ЭЭГ выявлены достоверные различия параметров функциональной зрелости мозга у детей обследованных групп.

Анализ результатов обработки ЭЭГ выявил достоверные различия параметров функциональной зрелости коры головного мозга у детей обследованных групп (рис. 1).

Рис. 1. Количество детей (%) с отклонением функциональной организации коры головного мозга в группах с различным уровнем сформированности устной речи

Функциональная незрелость коры головного мозга была отмечена у 27% учащихся первой группы и 3% школьников второй группы. Среди признаков незрелости коры головного мозга отмечались полиритмичность α-ритма, его сниженная частота (6–7 Гц), следование ритму только в диапазоне низких частот (4–7 Гц). По результатам анализа ЭЭГ все учащиеся контрольной группы характеризовались функциональной зрелостью коры головного мозга, чем они достоверно отличались от детей первой группы (χ 2 =4,91, p выявленная у школьников первой и второй групп, может обуславливать сниженный уровень словарного запаса, а также сведений и знаний об окружающем мире.

Электроэнцефалограммы детей первой и второй групп отличались признаками негрубых локальных изменений электрической активности коркового и глубинного генеза резидуального характера в виде отдельных острых волн α- и θ-диапазона: у 82% детей первой группы и 21% – второй. Статистический анализ подтвердил достоверно более высокую встречаемость локальных изменений электрической активности глубинного (χ 2 =15,87, p 2 =34,89, p и 13 % учащихся второй группы, корковые локальные изменения выявлены у 15% детей первой группы и 8% школьников второй группы. Более высокая встречаемость локальных изменений глубинного генеза у школьников с недоразвитием речи может быть связана с функциональным нарушением афферентных проводящих путей идущих к структурам коры головного мозга. При этом у детей первой группы локальные изменения чаще отмечались в правом полушарии – в 67% случаев, а у школьников второй группы чаще в левом полушарии – в 62% случаев. Известно, что начальные этапы развития речи протекают под усиленным контролем и при непосредственном участии правого полушарии. По всей вероятности, значительная представленность локальных изменений в правой гемисфере у детей первой группы и обуславливает бóльшее отклонение в формировании структурных компонентов устной речи. Левое полушарие привносит аналитический, вербально-логический, способ обработки речевой информации, способствующий усвоению сложных семантических и грамматических форм языка. Выраженность локальных изменений электрической активности в левом полушарии у школьников второй группы, по всей вероятности обуславливает затруднения при анализе сложно-грамматических конструкций, семантической обработке воспринимаемой информации, что подтверждается результатами анализа сформированности компонентов устной речи (Лурия А.Р., 1968, 1973, 1979; Дубровинская Н.В., 2000; Фишман М.Н., 2001; Лукашевич И.П., 2002; Koedaa M., Shield J., 1991; Locke J. L., 1997; Ross E.D., 1997; Müller R.-A., 1998; Sabisch B., 2006).

Таким образом, обнаруженные функциональные отклонения нейронных ансамблей коры головного мозга, а также наличие локальных изменений электрической активности являются важными факторами, определяющими тяжесть и специфику расстройств речевой функции. Эти данные указывают на то, что школьники с недостаточной сформированностью речевой функции нуждаются в более тщательном психофизиологическом обследовании. Результаты такого обследования могут определять основу коррекционно-педагогических занятий, что позволит предупредить трудности в обучении школьным предметам.

Незрелость коры головного мозга

Диагноз — Незрелость коры головного мозга. Что это значит в физиологическом и социальном планах. Как она (кора) созревает и от чего ее созревание зависит? Она (кора) обязательно созреет?
Мальчику сейчас 3 года. С рождения Мишутка спит довольно беспокойно (только первые 2 недели он спал нормально), но я это списывала то на нехватку молока и то на зависимость от «приложиться к тите» (просыпался до 8 раз за ночь). Перестала кормить в 1 год и 3 месяца, без груди спать лучше не стал. Довольно рано начал говорить. В 1 год и 8 месяцев пошел в сад, был там самым маленьким, но самым говоруном. Еще до 2-х лет знал много стишков и стихов. Сейчас почти не рассказывает стихов, которые и знал, а сочиняет слова («абракадабру») и складывает их в стихи. Рассуждает довольно по-взрослому, любит поговорить на общие темы. При этом, бывают состояния, когда заводится капризом и не может успокоиться. «Придумывает» невыполнимые просьбы. Например: дай мне кашу, которую Маша съела…
У невролога мы наблюдались с диагнозом «нарушение сна», а сейчас вот установили « незрелость коры»…

опубликовано 28/11/2006 13:59
обновлено 22/11/2012
— Болезни, обследования

Отвечает Комаровский Е. О.

Кора головного мозга — это то, что отвечает за социальные функции — мысли, слова, поведение, т.е. именно за то, чем человек отличается от животных. Дозревает кора обычно к окончанию периода полового созревания. Так что всерьез обсуждать тему незрелости коры в таком возрасте — мне как-то не с руки. Бывают ситуации, когда имеет место явное отставание в развитии, т.е. незрелость коры головного мозга — не возрастная норма, а явная патология. Но когда дитя в 3 года сочиняет стихи, «рассуждает довольно по-взрослому, любит поговорить на общие темы» — слово «незрелость» как то с подобными не вяжется. Я бы говорил скорей про опережающее развитие. Резюме: упомянутые нами социальные функции в принципе не могут быть зрелыми в таком возрасте. Поэтому мысли и поведение детей разительно отличаются от таковых у взрослых. Эти различия нередко приводят к конфликтам, в основе которых педагогические ошибки родителей, отсутствие популярной и доступной информации по детской психологии и педагогике. Главный же парадокс состоит в том, что в стране практически нет мест, где родители могут получить доступную консультацию по педагогическим и психологическим вопросам, но в каждой поликлинике есть детский невропатолог к которому идут толпы родителей с жалобами на непослушание, истерики, неправильное поведение и т.п. Невропатолог не имеет возможности послать подальше (к педагогу, к психологу) и вынужден придумывать ничего не значащие диагнозы, типичным примером которых и является «незрелость коры головного мозга».

Электроэнцефалографические показатели и речевое развитие в динамике до 3-летнего возраста у детей с перинатальным поражением мозга легкой и средней степени Текст научной статьи по специальности « Клиническая медицина»

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Кравцов Юрий Иванович, Жарнылъская Елена Львовна

Реферат Цель. Исследование биоэлектрической активности головного мозга у детей первых трех лет жизни в динамике, сопоставление ЭЭГ-картины с результатами нейропсихологического тестирования, в том числе с речевым развитием детей с легкой и средней степенью тяжести перинатального поражения центральной нервной системы. Методы. Проводилось катамнестическое наблюдение за 46 детьми с 3 месяцев жизни до 3-летнего возраста с легкой и средней степенью тяжести перинатального поражения центральной нервной системы. Результаты. Выявлена возможность диагностики нарушений на предречевом этапе формирования речи . К 3 годам жизни у детей со средней тяжестью перинатального поражения ЦНС страдала преимущественно экспрессивная речь (у 1/3), у 21,5% детей диагностированы проблемы в импрессивной речи . При легкой степени перинатального поражения ЦНС к 3 годам речевая функция практически соответствовала возрастным нормам. Выявленные отклонения при электроэнцефалографическом исследовании в динамике носили, как правило, функциональный характер и преобладали у детей со средней степенью тяжести перинатального поражения ЦНС . Биоэлектрическая активность головного мозга к 3 годам соответствовала возрасту у 3/4 детей с легкой степенью и у 1/2 детей со средней степенью перинатального поражения ЦНС . Выводы. Полученные данные свидетельствуют о связи между замедленным созреванием ритма головного мозга у детей с перинатальным поражением головного мозга и становлением психомоторного развития. По мере усложнения взаимодействия мозга с внешней и внутренней средой, возрастанием предъявляемых к нему треба ваний становятся клинически манифестными признаки функциональной недостаточности и высших корковых функций, в частности образования речевой функции

Читать еще:  Лечение себореи на голове у ребенка: от рождения до подросткового возраста

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Кравцов Юрий Иванович, Жарнылъская Елена Львовна

ELECTROENCEPHALOGRAPHIC INDICATORS AND SPEECH DEVELOPMENT IN THE DYNAMICS UP TO THE 3RD YEAR OF AGE IN CHILDREN WITH MILD TO MODERATE PERINATAL BRAIN DAMAGE

Aim. To study the bioelectrical activity of the brain in children during the first three years of life in dynamics, to compare the EEG pattern with the results of neuropsychological testing, including the speech development of children with mild to moderate severity of perinatal damage of the central nervous system. Methods. Conducted was a catamnestic follow-up monitoring of 46 children from the age of 3 months and up to 3 years with mild to moderate severity of perinatal damage of the central nervous system. Results. Revealed was the possibility of diagnosis of the disturbances at the pre-speech stage of speech formation. By the 3rd year of life in children with moderate perinatal CNS damage expressive speech suffered the most (in about 1/3), in 21.5% of children diagnosed were problems with the impressive speech. With mild perinatal CNS damage by the 3rd year of life the speech function was almost consistent with the normal age requirements. The deviations, which were >perinatal CNS damage . The bioelectrical activity of the brain by the 3rd year of age corresponded with the age in 3/4 of the children with a mild form and in 1/2 of the children with a moderate form of perinatal CNS damage . Conclusions. The obtained data indicate the relationship between the slow maturation of the rhythm of the brain in children with perinatal brain damage and the emergence of psychomotor development. As the complexity of interaction of the brain with the external and internal environment increases, and with the increasing demands placed on Адрес для переписки:: lenzjar@gmail.com 813 Теоретическая и клиническая медицина the brain the signs of functional impairment and higher cortical functions impairment become clinically symptomatic, in particular the formation of speech function

Текст научной работы на тему «Электроэнцефалографические показатели и речевое развитие в динамике до 3-летнего возраста у детей с перинатальным поражением мозга легкой и средней степени»

Савватеева М.В. Оценка продукции различных цито-кинов у больных псориазом // Вестн. дерматол. — 2004. — № 4. — С. 4 — 6.

7. СвистуновА.А., Кравченя С.С., Бакулев А.Л. О влиянии имунофана на показатели системы иммунитета и эндотоксикоза у больных псориазом // Казанский мед. ж. — 2005. — Т. 86, № 4. — С. 344 — 345.

8. Трофимова И.Б., Барденштейн Л.М., Воронина Я.Ю., Сускова В.С. Некоторые аспекты патогенеза

псориаза и особенности комплексного лечения больных // Вестн. дерматол. — 2006. — № 1. — С. 32 — 35.

9. Хардикова С.А., Белобородова Э.И., Пестерев П.Н. Состояние иммунной системы у больных псориазом в сочетании с хроническим описторхозом // Вестн. дерматол. — 2005. — № 6. — С. 33 — 35.

10. Krueger J.G., Bowcock A Psoriasis pathophysiology: current concepts of pathogenesis // Ann. Rheumat. Dis. — 2005. — Vol. 64. — P. 1130—1136.

УДК 616-053.2-056.54: 616.89-008.434-053.2

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДИНАМИКЕ ДО 3-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА У ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ МОЗГА ЛЕГКОЙ И СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ

Юрий Иванович Кравцов1, Елена Львовна Жарныльская12 *

‘Пермская государственная медицинская академия,2Центр восстановительной медицины

и реабилитации, г. Пермь

Цель. Исследование биоэлектрической активности головного мозга у детей первых трех лет жизни в динамике, сопоставление ЭЭГ-картины с результатами нейропсихологического тестирования, в том числе с речевым развитием детей с легкой и средней степенью тяжести перинатального поражения центральной нервной системы.

Методы. Проводилось катамнестическое наблюдение за 46 детьми с 3 месяцев жизни до 3-летнего возраста с легкой и средней степенью тяжести перинатального поражения центральной нервной системы.

Результаты. Выявлена возможность диагностики нарушений на предречевом этапе формирования речи. К 3 годам жизни у детей со средней тяжестью перинатального поражения ЦНС страдала преимущественно экспрессивная речь (у 1/3), у 21,5% детей диагностированы проблемы в импрессивной речи. При легкой степени перинатального поражения ЦНС к 3 годам речевая функция практически соответствовала возрастным нормам. Выявленные отклонения при электроэнцефалографическом исследовании в динамике носили, как правило, функциональный характер и преобладали у детей со средней степенью тяжести перинатального поражения ЦНС. Биоэлектрическая активность головного мозга к 3 годам соответствовала возрасту у 3/4 детей с легкой степенью и у 1/2 детей со средней степенью перинатального поражения ЦНС.

Выводы. Полученные данные свидетельствуют о связи между замедленным созреванием ритма головного мозга у детей с перинатальным поражением головного мозга и становлением психомоторного развития. По мере усложнения взаимодействия мозга с внешней и внутренней средой, возрастанием предъявляемых к нему требований становятся клинически манифестными признаки функциональной недостаточности и высших корковых функций, в частности образования речевой функции.

Ключевые слова: речь, электроэнцефалограмма, перинатальное поражение ЦНС.

ELECTROENCEPHALOGRAPHIC INDICATORS AND SPEECH DEVELOPMENT IN THE DYNAMICS UP TO THE 3RD YEAR OF AGE IN CHILDREN WITH MILD TO MODERATE PERINATAL BRAIN DAMAGE. Yu.I. Kravtsov1, E.L. Zharnylskaya1,2. ‘Perm State Medical Academy, 2Center of regenerative medicine and rehabilitation, Perm city. Aim. To study the bioelectrical activity of the brain in children during the first three years of life in dynamics, to compare the EEG pattern with the results of neuropsychological testing, including the speech development of children with mild to moderate severity of perinatal damage of the central nervous system. Methods. Conducted was a catamnestic follow-up monitoring of 46 children from the age of 3 months and up to 3 years with mild to moderate severity of perinatal damage of the central nervous system. Results. Revealed was the possibility of diagnosis of the disturbances at the pre-speech stage of speech formation. By the 3rd year of life in children with moderate perinatal CNS damage expressive speech suffered the most (in about 1/3), in 21.5% of children diagnosed were problems with the impressive speech. With mild perinatal CNS damage by the 3rd year of life the speech function was almost consistent with the normal age requirements. The deviations, which were identified during dynamic electroencephalographic investigations were usually functional in nature and were predominantly found in children with moderate perinatal CNS damage. The bioelectrical activity of the brain by the 3rd year of age corresponded with the age in 3/4 of the children with a mild form and in 1/2 of the children — with a moderate form of perinatal CNS damage. Conclusions. The obtained data indicate the relationship between the slow maturation of the rhythm of the brain in children with perinatal brain damage and the emergence of psychomotor development. As the complexity of interaction of the brain with the external and internal environment increases, and with the increasing demands placed on

Адрес для переписки: : lenzjar@gmail.com

Т| Теоретическая и клиническая медицина________________________________________________________________________

the brain the signs of functional impairment and higher cortical functions impairment become clinically symptomatic, in particular the formation of speech function. Key words: speech, electroencephalogram, perinatal CNS damage.

Электроэнцефалографическая (ЭЭГ) картина сна является наиболее адекватным методом оценки состояния мозга в младенческом возрасте, на которой регистрируются все основные корковые ритмы, позволяющие проследить этапность созревания центральной нервной системы, становление ритма и прогноз формирования биоэлектрической активности мозга у детей первых лет жизни [1,2]. По данным литературы, у детей в возрасте от 4 до 10 лет с выраженными нарушениями развития речи при ЭЭГ-исследовании выявляется несоответствие возрастным нормам биоэлектрической активности коры и регуляторных структур ствола головного мозга, а также наличие локальных поражений преимущественно левого полушария коры. В большинстве наблюдений регистрировались генерализованные билатерально-синхронные группы тета- и/или дельта-волн, свидетельствующие о дисфункции стволовых структур мозга, реже встречались общемозговые изменения. Отклонения носили преимущественно пароксизмальный характер. Отмечались зеркальные очаги в симметричных структурах правого полушария [3].

Целью настоящей работы являлись исследование биоэлектрической активности головного мозга детей первых трех лет жизни в динамике, а также сопоставление ЭЭГ-картины с результатами нейропсихологиче-ского тестирования, в том числе с речевым развитием детей с легкой и средней степенью тяжести перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС).

Динамическое наблюдение проводилось за 46 детьми с 3 месяцев жизни до 3-летнего возраста. 1-ю группу составляли 17 детей с легкой степенью ППЦНС, 2-ю — 29 со средней. ЭЭГ-исследование сна выполнялось в возрасте 3 — 4 и 9 — 12 месяцев. В 3 года биоэлектрическое исследование головного мозга осуществлялось в периоде бодрствования. Функция речи исследовалась на протяжении 3 лет жизни.

Статистическая обработка результатов производилась с помощью пакетов программ Microsoft Excel (2007) Statistika v.6.0.

Во всех наблюдениях был отягощен пренатальный фон. При среднем течении ППЦНС статистически значимо преобладало воздействие хронической внутриутробной гипоксии на плод (р = 0,007). 814

Патологическое течение родовой деятельности доминировало во 2-й группе (р = 0,01). В восстановительном периоде ППЦНС статистически значимым становится запаздывание в становлении двигательных навыков у детей со средней тяжестью перинатального поражения ЦНС (р = 0,01). К 12 месяцам у 47% детей 2-й группы сохранялось отставание в формировании навыка самостоятельной ходьбы (р = 0,01) за счет более грубого поражения двигательного анализатора. На втором и третьем годах жизни в неврологической симптоматике в обеих группах доминировал неврозоподобный синдром с преобладанием эмоционально-личностных отклонений, во 2-й группе у 1/3 детей выявлялась симптоматика гипердинамичности.

В предречевом и речевом развитии детей с ППЦНС отмечались нижеследующие особенности. Отклонения в предречевом развитии на сроках 2,5 — 5 месяцев (период гуления) при легкой степени ППЦНС были выявлены у 17,6% детей и при средней тяжести перинатального поражения головного мозга у 46,4% ^ = 2,1, р = 0,004). Из них отставание начала предречевого развития в 1-й группе диагностировано в 23,5% наблюдений, во 2-й группе — у 41,4%, снижение объема предречевого потока — соответственно у 11,8% и 20,7%. Формирование лепета в 1-й группе происходило в среднем через 6,12 ± 0,19 месяца, во 2-й — через 6,45 ± ± 0,15. Образование первых активных слов в 1-й группе отмечалось через 12,71 ± 0,45 месяца жизни, во 2-й — через 13,48 ± 0,42. Отставание в активной речи диагностировано у 23,5% детей ^ = 2,09, р = 0,04) при средней степени ППЦНС. Отклонения в импрессив-ной речи, сочетающиеся с задержкой развития экспрессивной речи, обнаружились у 28,6% детей 2-й группы. На втором году жизни у детей со средней степенью тяжести ППЦНС имела место зависимость между отставанием в речевом развитии и наличием неврозоподобного синдрома (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Читать еще:  Инсульт у ребенка

Рис. 1. Умеренные общемозговые изменения при ЭЭГ-исследовании детей 3-летнего возраста, перенесших в анамнезе гипоксически-ишемическое поражение ЦНС легкой и средней степени тяжести: 1 — альфа-ритм низкого индекса, 2 — альфа-ритм, сглаженность зональных различий, 3 — бета-ритм низкого индекса, 4 — тета-ритм, наличие отдельных вспышек, 5 — недостаточная реакция на открывание глаз, 6 — амплитудночастотный спектр, не соответствующий возрасту.

Клинико-нейропсихологический и нейрофизиологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями «минимальной мозговой дисфункции»

Сопоставление данных клинико-нейропсихологического и электрофизиологического обследования позволило вскрыть некоторые нейрофизиологические механизмы наблюдавшихся различий между двумя исследуемыми группами детей.

У детей первой группы в 60 % наблюдений ЭЭГ была в пределах возрастной нормы, в 12 % случаев наблюдались признаки «незрелости» электрической активности коры и в остальных случаях (28%) данные ЭЭГ указывали на негрубую заинтересованность мезодиэнцефальных структур, что также могло быть в известной мере обусловлено незрелостью корковых тормозных механизмов.

Во второй группе нормальная или пограничная с нормой ЭЭГ была зарегистрирована лишь в 21,4 % наблюдений. В остальных случаях были выявлены электроэнцефалографические признаки органического поражения мозга, указывающие либо на очаговое поражение отдельных корковых структур, либо на выраженную патологию мезодиэнцефальных образований (43 %). Картина «незрелости» ЭЭГ, как правило, сочеталась с наличием либо патологических очаговых изменений электрической активности коры головного мозга в височных отделах (преимущественно справа), либо с признаками базально-лобной патологии в виде высокоамплитудного бета-ритма в центральных и лобных отведениях.

Однако визуальный анализ ЭЭГ не дает возможности выявить особенности функциональной организации мозга в покое и во время деятельности. Кроме того, сопоставление данных нейропсихологических и электрофизиологических исследований требует, по-видимому, учета многих характеристик ЭЭГ, в том числе и не отражающихся в параметрах, доступных визуальному анализу.

Для выделения ЭЭГ-признаков, позволяющих дифференцировать вышеописанные клинико-нейро-психологические группы детей с задержками психического развития, было проведено исследование множественных спектрально-корреляционных характеристик ЭЭГ, записанных в разных функциональных состояниях: в покое, при общей активации, при направленном внимании и в период интеллектуальной деятельности. Применение этого метода выявило существенные различия большинства исследованных параметров ЭЭГ между двумя группами детей.

Как в состоянии покоя, в периоде общей активации, так и при деятельности параметры ЭЭГ детей первой группы были ближе к нормальным показателям, чем у детей второй группы. Для второй группы характерны нарушение формирования основного ритма покоя, его нестабильность, низкая когерентность. Особенно велики различия между двумя группами детей в периоде общей активации и в ситуации направленного внимания. В периоде общей активации снижение мощности альфа-ритма, свидетельствующее об усилении активности восходящей неспецифической системы, наблюдалось в первой группе детей (как и в норме) и отсутствовало у детей второй группы, что указывает на ослабление у них активационных неспецифических влияний на кору.

В ситуации направленного внимания изменения ЭЭГ и в первой группе носили локальный характер и характеризовались преимущественным включением лобных отделов. Во второй группе изменения параметров ЭЭГ в этой ситуации носили генерализованный характер и имели противоположную направленность по сравнению с изменениями, наблюдаемыми в первой группе. Наибольшие межгрупповые различия наблюдались в динамике функции когерентности в частотном диапазоне альфа и бета-ритмов в теменно-височных и височно-лобных областях. Снижение когерентности в альфа-диапазоне и нарастание локальной когерентности в бета-диапазоне, выявленные как в норме, так и у детей первой группы, отражают смену сканирующих механизмов при изменении функционального состояния мозга. У детей второй группы в периоде, требующем направленного внимания, не происходило такого рода изменений когерентности ритмов, что может указывать на изменение нейрофизиологических механизмов формирования внимания. У детей первой группы следует подчеркнуть различный характер изменений большинства параметров ЭЭГ в ситуации общей активации и при направленном внимании. У детей второй группы не отмечалось различий ЭЭГ-показателей между этими двумя состояниями.

Разнонаправленность сдвигов ЭЭГ-показателей в этих двух ситуациях может, по-видимому, отражать различие функциональной организации активационных изменений. Это различие в формировании новых функциональных систем при изменении ситуации нарушено у детей второй группы, что проявлялось в трудности формирования направленного внимания. В период интеллектуальной деятельности (при решении в уме арифметических задач) изменения электрофизиологических показателей происходили более дифференцированно. В этот период в известной мере сглаживались межгрупповые различия ЭЭГ-параметров.

Обе группы детей с задержкой психического развития отличались от здоровых сверстников менее активным включением в деятельность теменно-лобных отделов левого полушария и большими, чем в норме, изменениями электрофизиологических показателей в правом полушарии, особенно в лобных отделах, где сдвиги ряда параметров имели иную, чем в норме, направленность. Эти данные могут свидетельствовать о том, что в период интеллектуальной деятельности у детей с задержкой психического развития происходит формирование иных по сравнению с нормой функциональных систем, с преимущественным вовлечением лобных отделов именно правого полушария. Различия в динамике параметров ЭЭГ между группами детей с задержкой психического развития в этот период носят преимущественно не качественный, а количественный характер.

Таким образом, применение спектрально-корреляционного анализа ЭЭГ позволило выявить существенные различия между двумя группами детей с задержками психического развития, выделенных при клинико-нейропсихологическом обследовании. Исследование ЭЭГ в различных функциональных состояниях позволило показать разный характер формирования функциональных систем в период общей активации, внимания и интеллектуальной деятельности, что в значительной мере коррелировало с особенностями познавательной деятельности детей.

На примере данного исследования мы пытались показать, какое место занимает нейропсихологический анализ высших психических функций в комплексе клинических и нейрофизиологических методов изучения аномалий развития у детей. Нейропсихологическое исследование позволяет вскрыть более детально особенности протекания различных форм психической деятельности, а нейрофизиологическое изучение — уточнить связь различных показателей биоэлектрической активности мозга с системными нарушениями психических процессов.

Причины развития синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью у детей

Рубрика: 11. Прочие отрасли медицины и здравоохранения

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 1585 раз

Библиографическое описание:

Сагымбаев Т. Б., Шакирова А. С., Синицын А. В. Причины развития синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью у детей [Текст] // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 92-95. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/252/12464/ (дата обращения: 30.12.2019).

В последнее время диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей ставится намного чаще, нежели раньше. Связано это с тем, что улучшились методы исследования или же по-настоящему увеличилось число таких детей. В данном литературном обзоре мы, перечитав статьи, журналы, сборники статей и книги, разберем научные труды и мнения врачей, чтобы определить причины возникновения данного синдрома считающиеся актуальными в наше время.

Гуалтиери С. T. указывает что наблюдаемые у детей с СДВГ нарушения внимания и моторики связаны с предполагаемыми изменениями нейрофизиологической реактивности по отношению как к внешним, так и к внутренним стимулам. При зрелом типе корково-подкорковых отношений кора больших полушарий, в первую очередь фронтальные доли, приобретает способность управлять восходящими из подкорки активирующими влияниями. Это говорит о том, что активационные влияния, оптимальные по своей интенсивности, направляются в нервные центры, необходимые для выполнения данной конкретной деятельности. Проявления СДВГ объясняют с двух противоположных позиций — избыточности влияния активирующих систем ЦНС и их недостаточности. Исходя из теорий избыточности, дети с СДВГ получают чрезмерную стимуляцию, так как не в состоянии избирательно «отфильтровать» поступающую сенсорную информацию, в результате чего формируется перераздражение коры.

Кантвилл Д. Ф. в своей теории функциональной недостаточности активирующих систем мозга указывает на низкий уровень активирующих систем вместе со слабостью тормозящих контролирующих механизмов приводят к тому, что дети с СДВГ отвлекаются на стимулы, игнорируемые здоровыми детьми. (1)

Исследования Р. И. Мачинской и Е В. Крупской, базируются на предположении о двояком воздействии функционального созревания регуляторных систем мозга на развитие познавательных функций. В своем труде они говорят, что незрелость фронтоталамической системы и дефицит неспецифической активации у детей младшего возраста, по‐разному влияют на регуляцию когнитивной деятельности. У детей с незрелостью фронтоталамической системой был выявлен дефицит мотивационных и информационных компонентов внимания, а также дефицит большинства компонентов произвольной регуляции деятельности. У детей с дефицитом неспецифической активации в наибольшей степени страдает активационный компонент внимания. Эти данные подтвердились и при анализе функциональной организации коры головного мозга с помощью оценки когерентности ритмических составляющих ЭЭГ покоя: у детей с НФТС было обнаружено снижение степени функционального взаимодействия между височными и ассоциативными зонами левого полушария. (2)

В свою очередь Грибанов и Депутат в своём исследовании, направленные на сопоставление особенностей ЭЭГ и уровня развития интеллектуальных функций, отмечают, что для подростков с СДВГ характерно повышение медленно‐волновой активности ЭЭГ, изменение латентных периодов и компонентов вызванных потенциалов. Основываясь на этом, авторы делают вывод о том, что уровень развития коры больших полушарий и фронтоталамической области при СДВГ варьирует в некоторых пределах возрастной нормы, но в то же время, наличие СДВГ может тормозить их развитие. Снижение способности к восстановлению функций нейронов коры больших полушарий приводит к истощению в процессе непрерывной интенсивной умственной деятельности. (3)

Ван де Путте к настоящему времени опубликован ряд работ по электроэнцефалографическим исследованиям при СДВГ, в которых показано, что для ЭЭГ при изучаемом синдроме характерно снижение амплитуды спектральной плотности в широкой полосе частот от 9,5 до 20 Гц с преимущественным вовлечением лобно-центральных и теменно-височных зон коры головного мозга. Обнаружены ЭЭГ-признаки дисфункции нижнестволовых отделов в виде усиления синхронизации электрической активности в задних отделах полушарий мозга, которая связывается со снижением неспецифических активирующих влияний со стороны ретикулярной формации продолговатого и среднего мозга. Отмечается отсутствие возрастной динамики электрической активности мозга детей младшего школьного возраста с признаками СДВГ. Эти данные дают возможность понять, что синдром дефицита внимания с гиперрактивностью свидетельствует о незрелости коры полушарий. (4)

Баркли в своем труде указывает на то, что одним из главных патогенетических механизмов СДВГ является морфофункциональные нарушения в лобных зонах коры и подкорковых структурах мозга. В свою очередь, фактором для этого может служить энергетическое состояния головного мозга. Для оценки нейроэнергометаболизма используется метод анализа и топографического картирования уровня постоянных потенциалов головного мозга. Это исследование позволяет оценить суммарные энергозатраты головного мозга и интенсивность церебральных энергетических процессов. Исследования метаболизма головного мозга у детей с СДВГ выявили снижение суммарного показателя уровня постоянных потенциалов, что может быть связано с нарастающим истощением функциональных резервов мозга и значительным снижением энергозатрат в лобных отделах, а также уменьшением связей лобных отделов с другими структурами мозга, изменением межполушарных взаимоотношений. (5)

Читать еще:  Почему опухают веки над глазами: причины отеков и покраснений

Гора Е. П. говорит о том, что ЦНС наиболее чувствительна к кислородной недостаточности, обусловленной воздействием различных патологических факторов или их сочетаний во время беременности и родов. Одним из наиболее значимых последствий ранних гипоксических поражений ЦНС является нарушение процессов миелинизации. В своем труде он установил, что префронтальная область относится к числу тех мозговых зон, где миелинизация завершается позднее всего, и ее темпы характеризуются значительными колебаниями. Вызванные же гипоксией биохимические и структурные изменения не просто являются причиной морфологических нарушений со стороны ЦНС, но и искажают нормальный ход сложных процессов онтогенеза мозга. Длительность протекания процессов морфогенеза ЦНС обеспечивает высокую пластичность мозга и значительные компенсаторные возможности в случаях его ранних повреждений. Эти особенности определяют потенциальную эффективность коррекционных мероприятий, проводимых детям с СДВГ, при условии их раннего назначения (6)

Датские доктора в своем исследовании взяли 3 возрастные группы количеством 120 человек в возрастных категориях от 5 до 35 лет с идущими или прошедшими синдромами дефицита внимания с гиперреактивностью. Данные больные были поделены на несколько групп по возрастам, расовой принадлежности, протеканию беременности, места и условия проживания. В своем труде они сделали вывод, что явным фактором, ведущим к развитию данного синдрома, явилась неблагополучная беременность, которая включила в себя: токсикоз третьей степени. На 14 неделе идет развитие гипофиза, токсикоз же является одним из факторов торможения его развития (7).

Грибанов, опираясь в своем труде на статью Барра, говорит о том, что показатели уровня постоянных потенциалов головного мозга при СДВГ свидетельствовали о снижении суммарных энергозатрат, дисфункции фронтальных структур и изменении межполушарных взаимоотношений. При этом микроэлементный состав организма детей с СДВГ характеризовался низким содержанием цинка, что может играть определенную роль в патогенезе этой патологии, оказывая опосредованное влияние на метаболизм дофамина, нарушение которого на сегодняшний день рассматривается в качестве основного механизма развития СДВГ. Кроме того, были обнаружены повышенные концентрации железа и свинца. Известно, что эти элементы в избыточных концентрациях являются токсичными и могут оказывать влияние на развитие симптомов этой патологии.(8)(9)

Морозова, опираясь на опыт Амена, говорит о том, что ранее это расстройство рассматривалось в контексте минимальной мозговой дисфункции и основной причиной его возникновения считалось органическое повреждение головного мозга в перинатальный период под влиянием различных средовых факторов. Так же она считает, что при этом в патогенетические механизмы вовлекается система ассоциативная кора — базальные ганглии — таламус — мозжечок — префронтальная кора, т. к. согласованное функционирование всех этих структур обеспечивает контроль внимания и организацию поведения. В доказательство она приводит пример дисфункции этой системы как этиопатогенетического фактора при СДВГ служат данные о наличии минимальных органических структурных дефектов, выявляемых у части детей методами нейровизуализации, а также указания на морфофункциональную незрелость с признаками корково-подкорковой дисфункции, которые подтверждены нейрофункциональными методами диагностики. Мрт-исследования головного мозга пациентов с СДВГ выявляют сокращение объема белого вещества в правой лобной доле, уменьшение размеров хвостатого ядра, скорлупы, мозолистого тела и мозжечка. Благодаря современным методам исследования, удалось обнаружить, что у детей с СДВГ обнаружены нарушения мозговой гемодинамики различного характера, преимущественно в вертебральнобазилярном бассейне.(10)(11)

Гасанов в своей статье делает вывод, что СДВГ считается полигенным расстройством, при котором одновременно существующие многочисленные нарушения процессов обмена дофамина и норадреналина, что обусловлено влияниями нескольких генов, перекрывающих защитное действие компенсаторных механизмов. Эффекты генов, вызывающих СДВГ, являются аддитивными, взаимодополняющими. Большинство проведенных им исследований говорит о том, что СДВГ — это полигенная патология со сложным и вариабельным наследованием.(12)

Фараон в своей монографии приводит случаи, где основными этиологическими причинами СДВГ являются генетические влияния, в меньшей степени — факторы органического поражения цнс. Эти причины способствуют нарушению функций нейротрансмиттерных систем дофамина и норадреналина. Гетерогенность и комбинация с различными факторами раннего органического поражения головного мозга, в свою очередь, определяют полиморфность клинических проявлений данного расстройства (13)

Часть российских и зарубежных авторов сходится во мнении, что в основе развития и появление СДВГ лежат генетические дефекты 5-й и 11-й хромосом. Этот генетический дефект сопровождается избыточным обратным захватом дофамина в нервных окончаниях и снижением реакции рецептора на дофамин. Дофамина обеспечивает распознавание нейромедиаторов. Максимальная концентрация рецепторов данного вида располагается в лобно-подкорковых структурах. (14,15,16)

Заключение: Таким образом, клинические проявления синдрома дефицита с гиперактивностью у детей сопровождаются рядом нейробиологических особенностей ЦНС. К ним относятся незрелость регуляторных систем мозга стволового и фронтоталамического уровня, нарастающее истощение функциональных резервов мозга, менее пластичная структура связей отделов головного мозга в целом. Выявление имеющихся нейробиологических особенностей у ребенка с СДВГ в сопоставлении с диагностическими критериями позволит значительно оптимизировать лечебно-коррекционную помощь.

Последствия и лечение нейрофизиологической незрелости коры головного мозга у новорожденного ребенка

Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга. Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует. Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение “нейрофизиологическая незрелость мозга” новорожденным детям.

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Причины и признаки

Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

Причина – провокатор мозговой дисфункции Состояние Признаки мозговых нарушений
Патология беременности, инфекционные заболевания беременной Гипоксия (рекомендуем прочитать: чем опасна гипоксия у новорожденных детей?)
  • вялость;
  • ослабление/отсутствие рефлексов.
Тяжелые или длительные роды
  • асфиксия (рекомендуем прочитать: профилактика асфиксии новорожденных в домашних условиях);
  • синюшность кожных покровов;
  • частота дыхания ниже нормы;
  • сниженные рефлексы;
  • кислородное голодание.
Недоношенность (рождение ранее 38 недель) Гестационная незрелость
  • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
  • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: какие бывают степени гипотрофии у детей?);
  • инфекционный токсикоз;
  • нарушение двигательной активности;
  • слабый мышечный тонус и рефлексы;
  • большой размер головы;
  • неспособность удерживать температуру тела.
Анизокория (врожденная и приобретенная) Разница в диаметре зрачков более 1 мм
  • разная степень реагирования глаза на свет;
  • разный диаметр зрачка.
Умственная отсталость Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: симптомы задержки психомоторного развития у детей).
  • системное нарушение интеллекта;
  • отсутствие самоконтроля.

К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

  • головная боль;
  • повышенная раздражительность;
  • гипервозбудимость;
  • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
  • нарушение сна;
  • низкая концентрация внимания.

По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

Как диагностируется?

Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма – 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: гипоксия у новорожденного: что это такое и как лечится?). При гипоксии показатели значительно снижаются.

Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

Возможные последствия

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово “нет”, делать массаж.

Таблетки Нитразепам 5 мг 20 штук

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур – важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.